ЧАЙНЫЙ КЛИПЕР


ИЗОБРАЖЕНИЯ

"Катти Сарк"

Барк "Бэлем"

Барк "Седов"

"Крузенштерн"

Л.Платов."Секретный фарватер"

The Unbeatable или The Beauty and the Perfection Herself. Это я так cчитаю, и еще парочка непредвзятых (в отличие от меня=)историков морского дела. Он - этот корабль - значит для меня много, вероятно, cлишком много. Душу за него я уже отдала. Как истинная перфекционистка:-) Итак, имя cовершенства - «Фермопилы»("The Thermopylae").
У Ивана Ефремова в книге «Катти Сарк» судовладелец и капитан Джон Уиллис настойчиво повторяет: «Фермопилы»… Что, право, за дурацкое название!» Простим ему его невежество!:-) Мы-то ведь знаем, что Фермопилы – это ущелье в Южной Греции, где небольшое войско спартанцев отчаянно сражалось с огромной армией персов в 480 году до н.э.(для греков это что-то вроде Куликовской битвы или Ледового побоища по значимости) Носовая фигура зеленого клипера изображала вождя спартанцев царя Леонида. Его имя - символ патриотического самопожертвования. И название Фермопилы стало символом тоже – воинской доблести. Когда прочтете, как закончил свой век этот прекрасный корабль… впрочем, я опережаю события.
Сначала все-таки Ефремов (полный текст тут http://base13.glasnet.ru/text/efremov1.htm)
Цитаты: «А осенью 1868 года вышел из Абердина новый худовский (прим. Ирхен:-)Уолтер Худ – судовладелец) клипер «Фермопилы». Вскоре среди моряков разнеслась слава о необыкновенном корабле, превосходившем всех быстротой, управляемостью, легкостью хода. В следующем году отчалила от пристани Темзы и «Катти Сарк», направляясь в далекий Китай. Флот чайных клиперов, пораженных мореходными качествами «Фермопил», скоро понял, что у этого замечательного корабля есть соперник, не худший, а может быть, даже и превосходящий его.» Из того же Ефремова, кстати, следует, что Уиллис строил свою «Катти», воспользовавшись спиз… ой, простите! позаимствованными чертежами «Фермопил». Не знаю, справедливо это или нет (главным образом сомнения возникают потому что у него вообще много в тексте неточностей), но «Фермопилы» и «Катти Сарк» в итоге оказались очень и очень похожими. Разница – лишь в очертаниях кормы.
Самой известной (и, вообще-то:-) единственной: больше они ни разу в открытом "бою" не встречались) гонкой, в которой эти два клипера сошлись вместе, стала гонка 1872 года из Фучжоу (Китай) в Лондон. «Фермопилы» ее вели (хотя с погрузки клипер вышел позднее соперницы), но где-то в Индийском океане «Катти» удалось вырваться вперед ("видимо", удалось, ибо момента обгона не видели ни на зеленом, ни на черном клипере. Пардон за каламбур:-). А затем по оплошности рулевого «Катти» сломала перо руля и в итоге пришла к финишу на неделю позже «Фермопил» ("видимого" обгона опять-таки не было:). Многие уверены, что, если бы не злополучная поломка, то «Катти» выиграла бы гонку. Но к чему сослагательные наклонения? Факт остается фактом: «Катти Сарк», построенной специально для того, чтобы побить «Фермопилы», ни разу не удалось это сделать. Результативность черного клипера всегда была на высоте, но опять же, ни одного рекорда ему установить не случилось (многие вот доказывают, что один-таки есть, но почему-то не говорят, какой. В одном местечке в сети я нашла цифры: прошла она, дескать, из Австралии в Лондон за 69 дней, и этот рекорд до сих пор не побит - уписаться можно! (http://doverie.by.ru/muravei/main.shtml?3_2) Во-первых, и сама "Катти" однажды преодолела это расстояние за 67 дней, а "Фермопилы" (кстати, в своем maiden voyage) сделали тоже самое за 63 дня (есть еще утверждения, что на самом деле этот поход занял 59! дней), и это НЕ рекорд. А рекордов, собственно, у «Фермопил» три (как минимум): переход из Грейвсенда (Англия) до Мельбурна (Австралия) за 60 дней (дважды), из Шанхая в Австралию – 28 дней, из Фучжоу (Китай) в Лондон - 91 день (а, между прочим, знаменитый клипер "Ариэль" выиграл чайную гонку с результатом 99 дней!). Кстати, все-таки о «если»: руль «Катти» ломала еще не единожды. Так, может, просто руль хреновый был?:-) Или пора, наконец прекратить называть ошибки команды случайностями и невезением?
Вот что говорится в книге ”Парусники мира. Самые красивые и знаменитые”:«Один из лучших в истории клиперов - «Фермопилы» - был построен в 1868 году на верфи шотландского города Абердин. Принято считать этот корабль верхом совершенства парусной эпохи. Идеальные пропорции рангоута, изящный корпус со стремительными обводами и плавной погибью палубы вызывали восхищение у всех, кому довелось увидеть судно воочию. Особую изысканность клиперу придавала необычная окраска: темно-зеленый борт, золотой бархоут, белые мачты, реи и бушприт…» «Длина судна составляла 64,7 м, ширина – 11 м, осадка – 6,4 м, чистая вместимость – 948 рег.т. Его трюмы могли принять до 1000 т груза и 250 т твердого балласта…» Любопытно, что секрет успеха корабля заключался не в высокой скорости в свежую погоду, а, наоборот, в его способности ловить самый малый ветер. По словам историка и знатока парусного флота Бэзила Лаббока, «Фермопилы» развивали скорость в 7 узлов, когда по его палубе можно было ходить с зажженной свечой.»
Но эра чайных клиперов подходила к концу, моря уже вовсю бороздили пароходы... И "Катти Сарк, и "Фермопилы" были проданы португальцам, а потом...

Снова Иван Ефремов: "Фермопилы" выдерживали шквалы Бискайского залива, бури Средиземного моря и неистовые налеты штормов близ Южной Америки еще двенадцать лет. В 1907 году, когда исполнились сроки службы корабля, стала очевидна его дальнейшая непригодность. Связи корпуса расшатались еще за время работы в шерстяном флоте. Постоянная гонка с максимальной парусностью на крупном волнении состарила в конце концов замечательный корабль, и надо лишь удивляться его долгой жизни. Сказалась облегченная в сравнении с "Катти Сарк", частично сосновая, обшивка. Но моряки португальского флота остались верны себе. Они не продали состарившийся клипер на дрова, не превратили его в угольный плашкоут или речную баржу. Португальское адмиралтейство издало специальный приказ: парусник вывели в море и устроили ему морские похороны перед строем военных судов (в присутствии королевы Португалии - прим. Ирхен). Под звуки шопеновского траурного марша украшенный флагами клипер был торпедирован.
Очевидцы рассказывали потом, что день был ослепительно ярок, воды моря у бухты Лагуш сияли прозрачной синевой. "Фермопилы" погружались кормой. Когда нос корабля под грохот орудийного салюта скрылся под водой, многих старых мореходов прошибла слеза. Хорошо, что на свете имеются люди высокой и мечтательной души, как эти португальские моряки!» ("Фермопилы", таким образом, стали едва ли не единственным торговым кораблем, удостоившимся таких проводов...)

P.S."Out of sight, out of mind. Though the Thermopylae was regarded as the fastest clipper ship to have sailed the oceans of the world, her memory lives on in the hearts and minds of only an informed few".

Hosted by uCoz